Обзор фильма «Механик» (The Mechanik, 2005) от Сергея Волколака
К середине нулевых Дольф Лундгрен достаточно созрел для того, чтобы режиссировать свои собственные фильмы. “Механик” образца 2005-го года стал второй по счёту его работой на поприще режиссёра. Первой был “Защитник”, снятый годом ранее. Любопытно, – в категории “б” в своё время был свой Джейсон Стейтем. Но британцу ещё только предстояло переквалифицироваться и в механика, приняв эстафету у покойного Чарльза Бронсона, и в защитника, а пока он с головой окунулся в непыльную работёнку авто-курьера в сиквелах “Перевозчика”. Все работы хороши, выбирай на вкус. Но о защитниках и прочих как-нибудь потом, сейчас нужно с механиками разобраться.
В который раз Дольф играет русского персонажа. Был боксёр Иван Драго в “Рокки 4” (1985), был спецназовец Николай Раченко в “Красном скорпионе” (1988), вот теперь, прошу любить и жаловать, Николая Черенкова. Спецназовец, на этот раз бывший, а ныне живущий мирной жизнью со своей семьёй в какой-то деревне и работающий автомехаником. Его познания и умения пригодятся целый один раз за фильм, чтоб починить гнилую “буханку” при помощи женских чулок. Как повезло, что в машине в это время оказалась женщина, да ещё и в чулках.
Клишированный образ немногословного, малоэмоционального, великана с суровой мордой лица, который “ест за пятерых, работает за десятерых” плавно перекочевал сюда почти без изменений из его же (да и не только его) боевиков двадцатилетней давности. Ну середина нулевых, нужно же было продумать образ получше, слегка посовременнее, – этого было бы достаточно. Хотя, например, здесь Дольф вообще не пьет водку. Когда ему предлагают, он отказывает. А вот все остальные русские персонажи глушат горькую аки чай со слоном.
Фильм стартует с экшн-эпизода, где главный герой лишается жены и дочери в бандитской разборке. Отгоревав своё, он встаёт на стезю мести. Следующий эпизод демонстрирует конец этого пути, его апогей, если угодно. То есть, никакого плана, подготовки и прочих “вкусняшек”, только самый финал, где наивысшей точкой является выстрел в лицо главгаду. Свершилась месть. Но не тут-то было. Злодей живучий оказался. Но об этом герой узнает лишь спустя семь лет, да и то случайным образом, от женщины, попросившей помощи в поиске своего родного человека. Почему она не идёт в полицию, а также, почему глава русской мафии, вставши на ноги, решает забить на того, кто покушался на его жизнь, а не попытался вычислить и уничтожить врага, – мне осталось непонятно.
Возможно, он и предпринимал такие попытки, но Коля не пальцем деланный – после свершения акта возмездия, покидает родину, переезжает на постоянку в США, причем незаконно (как он это сделал, история умалчивает) и работает тем же автомехаником. Но прошлое всегда возвращается. Сейчас оно явилось в облике русской тётки, от которой наш автослесарь узнаёт, что облажался. Что ж, видимо Коля так воспитан, что ему принципиально доводить начатое дело до конца. А ежели мы такие принципиальные, а о прощении не слыхали никогда, то вот вам и мотив.
Главгад заседает в северной столице России – именно туда и устремился механик. И надо же, это действительно Питер! Тут вам и Спас на Крови и Казанский собор и Петропавловская крепость и стрелка…, А вот дождя, правда, нет. Чтобы я так приезжал, угадывая хорошую погоду! Там Колян встречается с единомышленником (Бен Кросс), который обладает дополнительной информацией. Дальше они зачем-то отправляются в ночной клуб, где должен находиться искомый человек и главный злодей (бинго!). Только вот зачем? Что узнал герой Дольфыча полезного? Только навалял паре охранников у входа. Тем более, после потасовки, его новоявленный помощник сказал, что сегодня там нет того, за кем они пришли. Тупняк в сюжете? Возможно. А мафиоза что? Сидит в своей обители, смотрит десятый выпуск “Ну, погоди!”, да похохатывает. Видимо, не вылупился ещё тот петух, который должен клюнуть ради того, чтобы этот увалень начал шевелиться.
Его беспечность и неготовность сослужила плохую службу: Ник с помощником довольно легко находят и забирают с собой пропавшую девицу при следующем налёте. К тому времени, в пару к спасителям добавились ещё люди, а вместе с ними добавились и шансы на успех. Затем лихая компашка отвозит спасенную, а заодно и самих себя в домик в деревне. Такое дело нельзя не отметить, поэтому накрывается стол, наливается водка, поются песни (разумеется, русские). Наш доблестный Ник сидит вместе с остальными, молчит, не пьет. Всё это застолье и без того забавно выглядело, а байка, рассказанная про Колю и танк и вовсе пробила на гогот. Можете себе представить, чтоб такой двухметровый детина как Лундгрен был танкистом? Мне сложно. Когда я служил, в моей роте был чувак ростом ниже 160 см. Вот он в танк влез, как будто для того и родился и чувствовал себя комфортно. Ну неужели нельзя байку поправдоподобнее придумать, сценаристы? Ну смешно же.
Главгаду деваха, почему-то стала дорога сердцу, поэтому он приехал за ней в ту деревню, со всеми своими шестерками. Именно здесь и будет происходить финальный замес. Кстати о замесах. Имеется несколько экшн-сцен, которые весьма толково распределены по хронометражу. Представлены они в основном пострелушками. Рукопашки почти нет, что, конечно, не может не расстраивать. Дольф обленился что ли уже в 2005? Здесь даже нет ни одного удара ногами в его исполнении. Хотя бы захудалый лоу-кик, не? Ну, как знаешь. То, что есть в плане мордобития – не выглядит зрелищно, изобретательно или интересно. Да и в общем скудновато и без напряжения. Иной раз монтаж в сценах действия просто валит наповал своей халтурой. Например, моментами в драке внутри клуба. А вот стреляют здесь не в пример много. Перестрелки выполнены вполне на уровне “бэшки”. Можно даже сказать, что одна перестрелка (например, в питерском дворе-колодце) сделана лучше, чем все элементы файтинга вместе взятые. Там и монтаж получше и постановка и кровищу не стесняются показать, если нужно. Вообще, если подумать, в городе творится лютый беспредел, а милиции за весь фильм ни разу не видать. Её как будто просто не существует в этой вселенной.
Финальный бой – он трудный самый. Да, по классике, самый продолжительный, кровавый, хотя градус напряжения не возрастает. Во всяком случае, я этого не почувствовал, а это очень важно. Важна настолько, насколько важна и хорошо сделанная техническая часть. Но как бы хороша не была последняя, фильм рискует получить статус “одноразка”, если у зрителя нет эмоционального отклика. А это уже вопрос к режиссёру.
Из того, что точно не понравилось, так это то, как показали Россию, а точнее Питер. Не водка и застольные песни, это было далеко от города. Были общие планы, в которых засветились многие достопримечательности, но все обычные места, подъезды, лестничные площадки, квартиры, дворы – все это показано грязным, неухоженным, обшарпанным, унылым, запущенным, что жить не хочется. И финальная локация в виде деревни такая же. Большую часть снимали в Болгарии, выдавая её за Россию. Непонятка с языками. Русские персонажи говорят на английском между собой, по-русски говорят с акцентом, но нормально, а их всё равно дублируют за кадром. Сам Дольф также произносит несколько фраз на русском, но ему не привыкать, опыт есть. В конце Коля показан в очень благородном свете: негодяев покарал, денег не взял и ушёл почти что в закат.
Фильм неплохой, средней унылости, с очень блеклыми персонажами, в том числе и главным злодеем, но Лундгрен тащит и не даёт этому пациенту умереть. Смотреть можно только лишь из-за присутствия в кадре двухметрового шведа. Пока сложновато судить о его режиссерских качествах, надо ознакомиться с другими его работами. Если вы поклонник Дольфа и вас не пугает клюква, смотреть данное произведение стоит. Тем более что некоторые дальнейшие его работы уже на порядок хуже.
Сергей Волколак
Специально для fight-films.info