Авторские обзорыОбзоры

Обзор фильма «Гидра» (Hydra, 2019) от Юрия Дудина

ВСТУПЛЕНИЕ

“Гидра” – это малобюджетный боевик, являющийся проектом, который много значит для его создателей и который может дать зрителю намного больше, чем многие крупнобюджетные фильмы. Этот боевик знаменует собой режиссерский дебют одного из лучших экшн постановщиков Японии – Кенсукэ Сономуры, в котором актер Масанори Мимото (“Серебряный ястреб”, “Тетрадь смерти”, “Бусидо”, “Выход жирного дракона”) играет главную роль.

Лично я познакомился с талантом Сономуры как постановщика боевых сцен после просмотра “Бусидо” ( 2013 ), который для меня является бессмертным шедевром жанра фильмов с боевыми искусствами, который при этом мало кто любит и понимает, судя по рейтингу. В “Бусидо” Кенсуке сыграл мастера кунг-фу и поставил все боевые сцены. В “Гидре” он тоже исполнил роль одного персонажа и срежиссировал весь экшен. Масанори Мимото ранее тоже снимался в “Бусидо” в роли якудза и уже тогда он показал себя как хорошего экранного мастера боевых искусств. В фильме присутствует ещё один боец из фильма 2013 года, который в нём играл парня с шестом – Наохиро Кавамото. В “Гидре” же он играет молчаливого киллера. Так что команда собралась хорошая. Собственно, я этим фильмом особенно и заинтересовался, когда узнал кто постановщик, а до этого, особого интереса не вызывал.

Я не являюсь знатоком японского кино, но в тоже время являюсь его большим поклонником. Фильмов с боевыми искусствами снятых японцами я смотрел немного, но почти все они попали в мой личный топ любимых фильмов жанра всех времён. К тому же боевая хореография у японцев вышла на совершенно новый уровень качества. Взять хотя бы, серию фильмов о Бродяге Кэнсине. Если брать конкретно жанр боевых искусств и экшена, то для меня японские фильмы стоят выше остальных в моём собственном рейтинге современного азиатского и боевого кино.

Старая школа Гонконга давно ушла в тень, фильмы выпускают редко и ни один из них даже рядом не стоит с тем, что они снимали ранее, а новую школу подготовить не сумели. Да и жанр боевых искусств, честно говоря, давно уже протух самоповторами, а смелые творческие идеи никто не осмеливается предлагать. Китайцы погрязли в копировании самих себя, эксплуатируют одних и тех же героев типа Вон Фэй Хуна, Ип Мана и Чен Женя, снимают всё однообразно, полагаясь не на хорошую хореографию и сюжет, а на технические и визуальные эффекты: хромакей, тросы, слоу-мо, постоянные монтажные склейки, отсутствие индивидуальности боевых стилей и т.д. и т.п. Не говоря уже об общем качестве фильмов, потерявших былой шарм.

Южная Корея не славится жанром боевых искусств, хоть и драк в их фильмах много и хореография единого реалистичного типа, но к боевым искусствам имеет лишь косвенное отношение.

Индия… это Индия. Снимает фильмы в клиповой манере, экшен всегда утрированный и фантастический, а фильмы длятся по два часа.

Таиланд, Индонезия, Малайзия все ставки делают на кровавость и жестокость, а само кино никакой художественной ценности не несёт, и они снимают фильмы про бессмысленное насилие без какой либо задумки, с плохой игрой актёров и неинтересными сюжетами. Тони Джа – некогда революционер жанра женился, растолстел, обленился и купился на голливудские печеньки. Теперь уже никто от него ничего не ждёт.

Америка давно себя исчерпала в жанре боевых искусств, хоть в Голливуде работают много классных хореографов, но это кино не имеет отношение к жанру БИ, пусть мы и видим постоянно эти элементы в фильмах. Вот потому японские фильмы с боевыми искусствами для меня являются хорошей отдушиной, к тому же они умеют снимать именно кино, а не кино “про драки”. Итак, “Гидра”!

СЮЖЕТ

В небольшом баре в центре Токио работает шеф-повар Такаси – замкнутый парень, скрывающий свою другую личность профессионального киллера. Но его покой недолговечен: вскоре ему придётся участвовать в жестокой битве на выживание, когда мишенью выбирают его самого, а дочь бывшего соратника, которую он скрытно опекает, подвергается опасности.

ОБЗОР

Стиль и индивидуальная манера повествования картины мне сразу понравились. Начиная c титров в стиле ретро 80-х и соответствующей музыки в стиле “ретровейв”, а так же тем, что первые 10 минут фильма зритель видит, что много чего происходит. И при этом не произносится ни единого слова. Вот за что я ещё люблю японское кино, – за отсутствие болтовни, лишних слов, за гармоничный и неспешный темп повествования, который позволяет вжиться в атмосферу фильма. Зрителям, привыкшим к американскому ритму повествования, где все мысли доносятся через слова, а не визуальный ряд, – фильм может показаться медлительным и нудным. А я при просмотре отдыхал каждую минуту. Сначала фильм выглядит жёстким и мрачноватым триллером про маньяка, потом плавно перетекает в жанр “повседневность” с элементами комедии, а потом в криминальный боевик. И все эти составляющие замешаны очень гармонично.

Мне понравилось абсолютно всё: и все актёры, считая второстепенных, и диалоги, и ненавязчивый дозированный юмор, и музыкальное сопровождение на протяжении всего фильма (что вообще редкость), и главный герой, который одновременно забавен и опасен подобно персонажу Стивена Чоу из “Разборок в стиле кунг-фу” (2004), – даже внешне чем-то похож в некоторых ракурсах. Герой произносит за фильм всего несколько реплик, но мне его персонаж кажется намного интереснее чем его коллега по “киллерству” – деревянный Джон Уик (деревянный в плане прописи характера ).

Понравилось и то, что фильм долго не раскрывает все карты, создавая эффект непредсказуемости, давая зрителю информацию последовательно, нужными порциями, удерживая внимание на протяжении всего фильма за счёт грамотной режиссуры и экшена. При всём при этом я не могу сказать, что сюжет фильма является сверх оригинальным. Нет, есть много узнаваемых схем и шаблонов, но это пример того, как можно рассказать довольно банальную историю художественно, интересно и с интригой.

И особенно радостно, что при обзоре на экшен-фильм, приходится говорить об экшене не как о единственном достоинстве, а как о сопутствующем. Я считаю, что хороший не проходной экшен-фильм должен быть именно таким, – когда ты не ждёшь экшена, потому что соскучился при просмотре, а когда он чётко и уместно вписывается в повествование истории. “Гидра” это тот случай, где сцены действия придуманы под сюжет, а не наоборот. Его тут не много и не мало, его ровно столько, сколько это нужно, так как фильм смотрится с интересом и он не нуждается в искусственном привлечении внимания в виде бессмысленного экшена, крови, обнажёнки и прочих элементов манипуляции зрительским вниманием.

ЭКШЕН

“Гидра” не содержит стрельбы, погонь на машинах, взрывов и массовых баталий. Тут история “про драки”. В фильме всего три поединка один на один, один из которых довольно короткий но ёмкий. То есть, по сути – всего две значимые экшен-сцены. Зато постановщики вложили все свои усилия и таланты в эти поединки. Для меня они являются одними из самых динамичных, техничных и лучших сцен, которые я видел за последние годы. А я видел массу фильмов в этом жанре.

Режиссёр и постановщик Сономура использует жесткий, реалистичный подход к интересным, увлекательным, жестоким и эмоциональным сценам сражений в этом фильме. Но я сразу скажу – вы тут не увидите никаких понтов, ослепительной эстетики, красивых киношных ногомаханий, трикинга, тхэквондо, нереалистичных надуманных ударов, огромных декораций, медленных/ускоренных кадров или бесконечных кадров с трясущимися руками оператора, никаких тросов, CGI, рваного монтажа и невнятной операторской работы. Просто мастерски поставленные очень кинетические бои, со множеством приёмов смешанного стиля ММА, снятые без всяких ухищрений, маскирующих дилетантство исполнителей, как во многих фильмах.

Бойцы настолько искусны в обращении с оружием, что вы чувствуете, – малейшая ошибка может фактически стать смертельной, повышая ставки. Этот аспект напомнил мне последний бой во второй части "Рейда" (2014) или поединок Донни Йена против Джеки Ву в переулке в “Звёздах судьбы” (2005). Плавность и скорость с которой происходит каждый удар, каждое парирование и каждая предпринятая атака ошеломляют. Звуки боя сделаны так же реалистично, для полного соответствия со стилистикой реализма. Всё это в совокупности делает боевые сцены гипнотическими и запоминающимися. Помогает и то, что Масонори Мимото (Такаси) — одаренный и харизматичный мастер боевых искусств с тонким и одновременно сильным присутствием на экране, за которым интересно наблюдать.

РЕЗЮМЕ

Кенсукэ Сономура демонстрирует, что кино с боевыми искусствами может полностью интегрировать солидную историю с великолепной хореографией боев и трюков. “Гидра” делает именно это. Это не просто фильм с отличной боевой хореографией, это просто отличный фильм, где все аспекты работают друг на друга и не имеют явных пробелов.

У “Гидры” есть своя манера повествования, свой стиль, атмосфера, и особенно вызывает восхищение малобюджетность картины. Для многих малобюджетность является синонимом слова “плохо”, но только не для меня. Это хороший пример того, как можно снимать кино просто, дешёво и с хорошим художественным вкусом, как например “Бумажные тигры” (2021).

“Гидра” длится всего один час и 17 минут и по сегодняшним меркам это довольно короткий хронометраж, но в этом его ещё одно достоинство, так как не чувствуешь, что фильм затянут или наоборот быстро прошёл. Для боевика – это идеальная длительность.

В сети уже есть трейлер второй режиссёрской работы Кенсуке Сономуры – “Плохой город”, который любителям рукопашных боевиков стоит взять на заметку. А “Гидра” лично для меня – один из двух-трёх лучших фильмов с боевыми искусствами в 2022 году, и один из лучших за последние 20 лет. Да что тут мелочиться – всех времён. Но судя по рейтингу 5.90 на IMDB (ай эм дебил) мне мало с кем получится разделить своё впечатление. С другой стороны – этот фильм действительно не для масс, а только для ценителей как боевого кинематографа, так и японского. Остаётся пожелать фильму удачи в подведении итогов года на F.F.I., так как для русскоговорящего зрителя “Гидра” появилась только в 2022 году.

P.S. Но я никому не советую только одного – ожидать от фильма чего-то удивительно потрясающего, потому что рецензия может показаться крайне хвалебной, и может случиться обратный эффект. Впрочем, я сразу сказал, что кино малобюджетное, но я уже два раза его посмотрел, а какой-нибудь “Быстрее пули” (2022) даже вспоминать не хочется.

5/5

Юрий Дудин

Специально для fight-films.info

Похожие записи

2 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

Back to top button