Обзор фильма «Джон Уик 4» (John Wick: Chapter 4, 2023) от Сергея Волколака
Ну что там, что там в этом расхваленном критиками шедевре кинематографического искусства? Пишу, так сказать, по горячим следам, кую железо не отходя от кассы кинотеатра, пока моя пятая точка постепенно приобретает естественную физиологическую форму после непрерывного трёхчасового заседания в удобном кресле кинотеатра. Для начала: ждал ли я эту часть? Ответ – нет! Но это только потому, что у меня вообще нет привычки ждать премьеры какого-либо фильма. Всё просто: выйдет – гляну, если шибко понравится – в коллекцию, на жёсткий его, а не выйдет – не посмотрю. Предыдущие фильмы серии мне зашли по большей части и вопрос похода в кино не стоял. А тут ещё, о чудо, его решили у нас прокатить. В отличие от шестого крика (здесь должен быть гневный смайлик, но его не будет). Ну тут грех не воспользоваться, поэтому пошёл в премьерный день. Не один, с другом.
Так, хватит вокруг да около ходить, что там с фильмом-то? Мнение с пылу, с жару, никакой глубокой аналитики, разбора сюжета и т.п. Во-первых, два часа пятьдесят минут пролетели как ровно два, это я ещё минусанул двадцать минут рекламы! Сидеть не устал, не заскучал, не заснул, хотя был поздний вечер. Во-вторых, все достоинства и фишки, которыми снискала себе славу эта франшиза, сохранились. За это можно не беспокоиться.
Постановка экшена. То, что экшен тут специально под него сделан, операторская работа, монтаж, длинные дубли, музыка, картинка, трудяга Киану Ривз, – вроде ничего не забыл. Всё это уже оговорено всеми неравнодушными, повторять одно и тоже, как в первый раз от фильма к фильму, мне кажется, уже незачем . То есть, все достоинства на месте и остались таковыми. Что так и будет, у меня почти не было сомнений. Техническая сторона. Не будем удивляться, и здесь тоже является самой сильной составляющей, с этим всё понятно.
Но что в этот раз по остальному? Для всех, кто в теме не секрет, что каст в этот раз, наверное, самый бомбический. Такой, что после него уже не знаешь, кого звать в следующий фильм, чтобы переплюнуть предшественника. Мечта поэта. Не совру, я был рад увидеть на экране каждого из них в таком большом фильме. Донни Йен – красавчик, наверное, больше всего его персонаж был мне симпатичен и очень хотелось, чтобы он остался в живых. Ему было за что бороться. Его образ, манера ведения боя с учётом неполноценного физического здоровья – вносят изюминку, горошинку и кукурузнику, и выгодно отличают от остальных наёмных убийц франшизы. А это всегда здорово, когда получается придумать запоминающийся образ. Хироюки Санада как глава японского клана убедителен в своем амплуа и, конечно, тоже помашет мечом, но роль у него не большая.
Надо побольше сцен действия в фильм затолкать, на всё остальное нет времени. К слову, есть такая особенность, у франшизы, начиная наверное, с третьего фильма, когда Джордани уничтожает десяток/другой/третий статистов в одной сцене, ловишь себя на мысли, что от экшена, когда он уже идёт достаточно долго, устаёшь, как бы он не был прекрасен. Ладно, кто там ещё у нас есть?
А, ну разумеется, Скотт Эдкинс. Вот это действительно яркая находка. Такого колоритного перса во франшизе ещё не было, да и не будет. Здесь он крадет каждую сцену, а его монолог за карточным столом – это отдельное удовольствие. Хотя я бы за один стол с ним не сел. Респектую создателям за то что не сделали его рядовым статистом, а дали полноценную роль второго плана, да ещё и с боевыми навыками. Плюсик вам в карму. Этот веселый толстяк запомнится, думаю, даже обычным зрителям. У Марко Сарора, в свою очередь, роль гораздо скромнее, хотя экранного времени примерно столько же (могу ошибаться), его появления размазаны по всему хронометражу от самого начала и почти до финала.
Ни Донни, ни Скотти, ни Марко не продемонстрируют тех рукопашных умений, что делали ещё лет десять назад. Этому есть несколько причин, но называть их я, конечно же, не буду. Ибо они и так слишком очевидны. Скажу лишь одно: в этом кроется как минус, так и плюс. Минус – рукопашка могла выглядеть ещё зрелищней, плюс – здесь персонажи абсолютно новые и у каждого своя манера ведения боя, если Эдкинс умеет исполнять условный гайвер-кик, не значит, что все персонажи в его фильмах непременно должные использовать этот приём, как бы он ни был красив. Помним мы такой случай, когда актер во всех фильмах и выглядел одинаково и технику боя одну и ту же демонстрировал, из-за чего все его картины у нас назывались одинаково, менялись лишь порядковые номера. Кто угадал, о ком речь – тот самый крутой чувак! Эдкинс, думаю, такого не хотел бы.
Вроде всех вспомнили. А, ну, Билл Скарсгард, естественно. Роль, разумеется, не боевая, зато самая главная, злодейская. Смотрится он нормально, особо сказать нечего. Конечно, на своих местах и Йен “Чёрная Борода” Макшейн и Лоуренс “Морфеусович” Фишберн, причём последний, с каждой частью все больше превращается в психопата, судя тому, какую ахинею несёт. А Макшейн очень хочет вернуть себе Континенталь и свою должность в нём, делая все для этого. А вот что там забыл старик Клэнси Браун, я так и не понял. Экранного времени с гулькин хрен, вполне можно было обойтись без него. Или взять какого-нибудь ноунейма. Да, ещё там довольно значимая роль у какого-то афроамериканца, который вообще непонятно кто и из какой Уганды вылез. Который “Никто”. Он так о себе и говорит. Я никто и звать меня никак. Тоже убийца. Очень жадный убийца. Вроде как хочет убить Уика, но денег предлагают всё мало. Поэтому, он даже помогает Джону расправляться со статистами, когда тому совсем туго приходится. Всё ждёт, когда ценник поднимут. И что же было у него в рюкзаке за спиной, он не снял его ни разу. И собака у него есть. В этом сериале к собакам какая-то особая любовь. Мне кажется, где нибудь на двадцатом фильме Джон Уик сам станет собакой, чтобы обрести наконец-то свободу.
Кстати, о нём. За Уика уже давно переживать нет смысла, он не остановится, пока не убьет всех людей на планете Земля. Волею сценария, конечно. Ведь были моменты, когда он проигрывал схватки: и в третьем фильме и здесь. То есть, он всё-таки не абсолютно непобедимый чемпион. Но в такие моменты перо сценариста спасало его жалкую шкуру. Серьёзно, почему он встаёт и продолжает драться каждый раз? За что? У него никого и ничего нет. За свою жалкую жизнь цепляется. А зачем? Вот, всем он приносит боль и смерть. Сколько уже людей погибло только потому, что он нанес им визит и они разговаривали с ним. Только посчитайте. Живёшь себе тихо мирно, никого не трогаешь, вдруг появляется экскомьюникадо, чего-то просит, уходит или даже иногда не успевает, а к тебе заваливается компания каких-то орликов или членов правления и всё, тебе каюк и хана. Сколько уже таких случаев было, начиная со второй части? Смерть идет за ним.
Больше всего, конечно, меня возмущает сверхъестественная живучесть. Мне совершенно не понравился момент из третьего фильма, где Уик, падая с крыши отеля переломал бы себе всё, что можно и умер бы не долетев до земли. Может, не надо брать пример с комиксных блокбастеров? Создатели! Услышьте меня! Именно поэтому, лучшим для меня остается первый фильм, сочетающий крутой экшен плюс вменяемость происходящего в рамках боевика. Как стало больше денег, так стало меньше правдоподобия и больше ахинеи. В этом фильме опять не обошлось без падений с большой высоты, где неминуемы серьезные травмы. А Джон вместо того, чтобы быть увезенным в больницу, встает, отряхивается и идёт дальше мочить гадов. Я и так закрываю глаза на то, что на нем все заживает, как на собаке (так вот оно что! Может, обращение в собаку будет раньше двадцатого фильма!). Все ранения без последствий. У него также иммунитет к автоавариям, поэтому, сколько не сбивай его машиной, – жив! цел! орёл!
За сюжет говорить не буду. Мне показалось, что в этот раз чуши и околесицы меньше, чем было в предыдущем фильме, что само собой – радует. Лучшая ли это часть? Нет, для меня лучшая первая, как уже написано выше. Но это субтектив. И, разумеется, все так не закончится, как закончилось здесь. Ведь, уверен, эта часть окупится. А так как в Голливуде меры не знают, то так желаемой свободы Джону не видать. Сюда ещё гнилой повесточкой не нагадили (толстый Эдкинс не считается), что само по себе уже плюс. Хотя ещё не вечер.
P.S: Фильм другу очень понравился.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info
Не хочу вдаваться в подробности, но это шедевр.Голливуд в лице Киану Ривза нанес ответный удар и показал, что может снимать не хуже Индонезии. Лучшая серия. В отличии от других серий подкупила явная азиатчина. Честь, дружба и семья. Ну а уж у Скотта Адкинса наверно лучшая роль за всю карьеру. Как он в таком костюме без подготовки садил вертухи и кидал Ривза. Однозначно в следующем голосовании лучший фильм 2023 года. И Донни Йеню дали играть драму. По сути у него во всем фильме самый благородный персонаж. И Уик уже выглядит не таким героем. Куча эмоций. Великолепно. Шедевр