Обзор двух фильмов «Выход жирного дракона» 1978 и 2020 года от Uran
Выход жирного Дракона (реж. Саммо Хун, 1978)
Саммо Хун в представлении не нуждается – это легендарный толстый боец и некогда сокомандник Джеки Чана снимается до сих пор, как и Донни Йен выглядит в боях неплохо, пусть и не так, как раньше. Я начну обзор не с вышедшего пару лет назад фильма, а со старого с аналогичным названием.
Саммо у тех кто постарше всегда ассоциировался сайдкиком Джеки Чана и лично мне по молодости без него не воспринимался до выхода сериала “Китайский городовой” (1998-2000). Подозреваю, не воспринимался и в те времена, когда Чан жёг в кинематографе, потому отдельно про него людям фильмы особо не заходили: “без Чана неинтересно, без Чана Саммо просто смешной толстяк” и т.д, а зря – Хун мог и умел… Хотя честно, до Чана чутка не дотягивал. Сейчас, когда Хун хорошо подтянул драматику и актёрскую игру, набрался опыта, уже сам едва ли не лучше Чана выглядит и в более адекватные проекты (“Звезды судьбы”, “Ип Ман 2”) попадает.
Но поговорим о Хуне молодом. По сюжету “Жирного Дракона”, фанат Брюса Ли – толстяк А-Лун приезжает из деревни в мегаполис с целью устроиться на работу к своему дяде в ресторан. Как водится, у простачка в городе начинаются проблемы с гопотой и мафией, но тренированный неизвестно где А-Лун справляется со всеми невзгодами путём мордобоя в стиле Брюса Ли. Честно скажу – я ожидал очень много: драки тогда ставить умели, могли и лучше снимали и монтировали; молодые ещё тогда актёры старались изо всех сил – у того же Боло Йен есть замечательный “Шериф Боло” (1977), в котором тот и играет хорошо и дерётся на отлично. Мои ожидания почти не оправдались.
Тогда, после смерти Брюса Ли, смерти очень внезапной, – требовалась замена. Попёрли клоны, “псевдопродолжения” про Неистового Кулака, которые, при всей своей серьёзности, выглядели как недопародии. С такого начинал и Джеки Чан (“Новый неистовый кулак”), но в итоге он сам стал чем-то новым, совместив элементы, подсмотренные у гэгменов Чаплина, Китона и Ллойда с ушу и получив убойный результат… Но я опять ушёл не туда – тут самая что ни на есть Брюс-Ли-Мания, причём далеко не лучшая. Впрочем, по порядку:
- Экшен. Это единственный плюс фильма: драки поставлены хорошо, реакция бойцов на удар реалистична, остаются синяки, побои и грязь на телах, а враги сливаются в пару ударов. Есть бои на оружии, есть пьяное мастерство, есть разнообразие и есть стили ушу, но всё это уже дико вторично, всё это мы уже видели. Вы скажете – пародия, я скажу – копипаст, причём полный, безо всяких новшеств и чего-то своего. Тем не менее, фильм относится к Брюсу ли с уважением – мне очень понравилась сцена, где А-Лун избил съёмочную группу с клоном Брюса во главе, я даже пару раз её пересмотрел, – настолько классно он избивал этих недоумков! Далее команда выдала хороший и разнообразный экшн в конце, где Жирный Дракон дрался с тремя мастерами – было видно, что он хитрил, пытался в тактику и серьёзно устал после битвы.
- Юмор. Очень слабо, на уровне сортирных комедий (сцена с бананами) и скатывания в трешак (главзлодей, например). До Чана, как до Москвы из Пекина раком. Да что там до Чана, даже до “Шерифа Боло”. Тупые неуместные гэги, никакущий сценарий при простецком сюжете, похабщина там, где не нужно – прибавьте к этому минимум стараний актёров и трёхкопеечность постановки. Самое “смешное” – это покрашенный в гуталин актёр, изображающий негра, – выглядело это просто убого. Знаю, вы скажете что это пародия такая, но пародии я тут вообще не увидел. Посмеялся только над сценой в лодке.
- Атмосферность. Китай того времени показан хорошо – улицы, рынки, местные жители, двухэтажные тесные автобусы. Здесь справились, но атмосферен фильм этим только в первой половине, затем утопает в куче тупого юмора.
Сам фильм, к тому же, очень скучен. Драк в целом немного, сюжет очень долго растележивается и ты всё сидишь и ждёшь, когда же уже начнётся действие. По итогу скажу – проверку временем этот фильм не проходит. Я видел множество работ “из спичек и желудей за три копейки”, и многие из них выглядели лучше. Смотреть можете, если вы фанат Саммо Хуна, или, как я обычно советую, поищите нарезку драк из этого фильма, а весь его смотреть не стоит.
Выход жирного Дракона (реж. Кендзи Танигаки, 2020)
Донни Йен несмотря на все мнения о том, что он уже не тот и, по собственным словам, будет меньше драться в фильмах, выглядит по-прежнему молодцом. После серии красочных псевдобайопиков про Ип Мана, он возродил карьеру и сейчас на пике, потому продолжает сниматься – и правильно делает. Мы рассмотрим его фильм про толстого полицейского, где Йен, намеренно или нет, залез на территорию Саммо Хуна и разберёмся, смог ли он на этом поле или не смог. Трейлер этого фильма был очень классный, и ожидания были высокими.
Согласно сюжету, главный герой – крутой полицейский, который постоянно и в одиночку побеждает толпы гопников, грабителей и убийц, женатый на киноактрисе. И всё бы ничего, но при этом никто его не уважает: жена – ТПшка (невеста?) постоянно его пилит на очень избитую тему “ты уделяешь мне мало внимания”, все его подвиги присваивают себе “друзья” на работе, а самого его ни во что не ставит вообще никто – и это при всех его навыках. Честно – меня этот штамп капитально задрал ещё в американских боевичках 90-х, да не только меня. Неужели нельзя было сделать посерьёзнее?
Но к истории – кончается это всё закономерно: герой задерживает опасных грабителей, но едва не уничтожает полицейский участок, попутно, конечно же, опоздав на свидание, после чего расстаётся с женой. Забив на все его подвиги, героя переводят под улюлюканье товарищей на бумажную работу, и в этот момент я бы выключил фильм (я реально презираю такие тропы в киносценариях), если бы не очень классная драка с толпой гопоты в машине.
Дав фильму шанс, я стал смотреть дальше, а там главгерой, сидя на бумажной работе в каком-то обоссаном подвале с уликами, начинает заедать стресс и превращается в жиробаса. Тут о нём вспоминают его “друзья” и подкидывают ему простое задание – доставить свидетеля какого-то преступления в Японию, где злые якудза что-то злобно планируют на фоне классических якудзовских декораций. Конечно же, как и полагается, герой по подставе задание проваливает, но на помощь ему приходит местный жиробас-эмигрант (тоже бывший коп), его жена и её племянник. Вместе они переходят дорогу якудзе и всех ждёт большой толстый песец!
Фильм неровен, скажу честно, – очень неровен. Ощущение, что его то ли делали в спешке, то ли Йен или кто-то другой решили поднять денег на инерции от Ип Мана, будет идти примерно со второй половины фильма… Нет, даже чуть раньше. До этого момента фильм, несмотря на мною заявленные приевшиеся дебильные штампы – неплох:
- Очень хорошая открывающая драка с погоней и фирменными китайскими акробатиками. Весь бы фильм так. Рад, что в этом плане китайцы не потеряли навык.
- Классные отсылы на “Горячую точку”, “Звезды судьбы” и фильмы с Брюсом Ли.
- Юмор. И то, как ТПшная жена героя поломалась. От души просто.
Но во второй половине начался медленный спад:
- Обилие ненужных персонажей, например переводчица и племянник. Да и, честно говоря, из помощников героя я бы оставил только хозяйку ресторана (Тереза Мо), уж очень хороший персонаж получился.
- Трешоватый главный злодей и такой же трешоватый поединок с ним. Нет, драка для такого фильма вполне себе пойдёт, но к концу с появлением жены героя она скатывается в какой-то недокомедийный шлак. Появление вертолёта тоже выглядит неуместно и пришито белыми нитками.
- Очень грубый монтаж. Я честно не врубаюсь, может мне кто-то прояснит, почему раньше при низких бюджетах драки выглядели отлично, а сейчас, когда можно Высоцкого или Таркина из “Звёздных войн” оживить, монтаж и камера резко стали хуже и дёрганее? Сокрытие дублёра? Так дублёры и раньше были, и были намного незаметнее.
- Кстати, о них. Здесь, как мне показалось, дублёры у Йена были везде в этом фильме. Могли бы и посидеть над этим моментом, чтобы было не так заметно, хотя понятно – Донни уже немолодой, да и скорее всего, в этом фильме “отдыхает” больше, чем напрягается.
- В конце ни один из тех, кто насмехался над героем, не получит кармического отката. Увы.
- Толстота Дракона почти никак не отыграна и моментов, где герой использует вес, мало – перед нами просто Донни Йен, только толстый, вот и всё.
Несмотря на всё это, фильм не скатился в окончательный трешак и благодаря обилию драк, простецкому сюжету и харизме Йена и хозяйки ресторана смотрится легко и просто, но увы, только один раз. Тем не менее, мне в память врезались три момента – далее спойлеры: первый, когда два журналиста, ссорившихся между собой, пошли на помощь друг другу; второй – собственно, отсылы и третий – убийство главгадом своего пахана. Круто, жестоко и от всей души, я реально верил актёру в этот момент, и пусть этот момент был несколько неуместен своей жестокостью. И кстати, что-то я в жёлтом костюме Брюса Ли его так и не увидел. А может, не запомнил – если так, не моя вина, а фильма.
——————–
Подведём итог: новый фильм лучше старого. Пусть полнота Йену не идёт ни внешне, ни в боях (ничего нового он не показал), пусть в этом аспекте он уступает Саммо, но и Саммо в своём фильме не смог сделать ничего оригинального, и особенно это видно на фоне других его работ: как поздних, так и совместных с Чаном и Бяо. Новый фильм интереснее, меньше провисает, в нём меньше тупизны, старый на чашу весов может положить лишь драки, которые смонтированы и сняты лучше, чем в новом, с минимумом мельтешни и корявого монтажа.
На этом всё, с вами был Уран, всем мир и пока!
Извините, конечно, но текст бы через редактора прогнать.
Сил на подробную редактуру у катастрофически малочисленной редакции FFI к сожалению нет