Обзор избранной фильмографии Сё Косуги от Uran
Шо (Сё) Косуги – человек эпохальный, он подарил нам множество фильмов со своим участием в 80-х и вернулся в 2000-х ради центральной роли в “Ниндзе-убийце”. Но, положа руку на сердце, задайтесь вопросом – а сколько всего было из этих фильмов НОРМАЛЬНЫМИ, какие из них вы точно будете пересматривать из всей его фильмографии? Я решил ответить на этот вопрос для себя, пересмотрев основную часть его фильмов – прошли ли они проверку временем? Давайте по порядку.
9 смертей Ниндзя (реж. Эммет Олстон, 1985 год)
Эра рукопашных боевиков в самом разгаре: в Гонконге жгут Джеки Чан и Донни Йен, зажглись звезды ЖКВД и Джета Ли, во второстепенных ролях скоро появятся Гэри Дениелс и Дон “Дракон” Уилсон, чтобы кормить нас трешаками со своим участием, ну а Косуги занял ниндзя-нишу. “Трилогия Ниндзя”, которую я обозревал ранее, дала толчок его карьере и его команда не стала изобретать велосипеды, продолжая работать в этой теме – и вот в 85 году выходит вышеназванный фильм.
Команда вычурных и буйнопомешанных террористов похищает туристическую группу, среди которых американские политики с семьями. Им на помощь высылают команду во главе со Спайком Шиноби (Косуги), в которую входит военный Стив с вырвиглазным пулемётом (или что это?) и малополезная (для фильма) связная Дженнифер. Весь фильм эта команда с разной степенью успеха будет биться с врагами.
Конченный, конченный трешак – вот и всё, что нужно сказать об этом фильме. Да, Косуги пытается тащить большим количеством драк и ниндзя-приколов, да, сцены некоторых убийств и метания сюрикенов в разные части тела всё ещё на месте, даже боссы есть, но как убого и говнокомедийно это всё выглядит, как раздражали эти пучеглазые дебилы во врагах, и как мало было напарников героя, которых можно было использовать больше (или убрать совсем, раз уж так сильно централизовали на Косуги). Не спасает даже попытка усерьёзнить сюжет прошлым героя и то, как убили в конце главного злодея. Фильм настолько тупой, что даже плохо ушёл в память, мне пришлось даже отдельные сцены снова пересмотреть, чтоб не забыть его для обзора. Да, там тоже есть сыновья Сё – Кейн и Шейн Косуги, но они тоже не вытаскивают.
Моли о смерти (реж. Гордон Хесслер, 1985 год)
Фильм открывается классной сценой про Чёрного Ниндзя, который спасает жену и бьётся с толпой врагов из другого клана, а так же с боссом…. И тут же выясняется, что это всего лишь фильм, который смотрели дети главного героя.
По сюжету, протагонист вместе с женой и двумя детьми переезжает в Америку и там сталкивается с клюквенными итальяшками, которые, будучи мафией, кошмарят всё и всех, кого видят, занимаясь беспределом. Они устраивают герою постоянные проблемы, наезды и похищения его родственников, но герой в экшене сдержан, стараясь не переходить черту и не делать лишние трупы – он в прошлом ниндзя, который убил в поединке брата, и после этого он поклялся лишний раз знания не применять. Однако, как водится, эту самую черту пересекут враги и герой достаёт из потайного шкафа костюм ниндзя, после чего полетят сюрикены в лобики и глазики, и применятся смертельные ловушки и фокусы, и настанет врагам страшный и неотвратимый П****Ц!
Да, тут решили пройти по проторенной дорожке и повторить “Месть ниндзя” с незначительными отклонениями от оригинала, убрав “такого же” из врагов и вместо него герой будет биться с особо наглым и живучим итальяшкой. Но повторить не получилось. Почему?
1) В фильме заметно меньше экшена, а всё что есть, плохо копирует “Трилогию ниндзя”, почти полностью местами повторяя.
2) Катастрофически мало именно ниндзя-боёвки: да, трейлер обещает нам крутые разборки с героем, облачённым в крутую ниндзя-броню, но по факту в этот костюм он одевается в самом-самом конце и прёт на врагов напролом, как Коммандо или Рембо (хотя те и то больше стелса использовали в финальных разборках). До этого момента, конечно Сё будет показывать и стелс, и рукопашку , но всё это уже будет вторично и чего-то нового не будет совсем.
3) Не было смысла в предыстории героя. Смерть брата ничего не даёт сюжету, кроме как воспоминания об этом в финальном бою для неистового превозмогания.
4) Финальная разборка мне не понравилась – герою, крутому супервоину, раскидывающему врагов десятками даже в лобовой атаке, противостоит ПРОСТОЙ МУЖИК. Такой же, как и все предыдущие, просто чуть поболее наглый и крепкий итальяшка-мафиози и герой, вместо того, чтобы закидать его сюрикенами, застращать его ловушками или даже банально превозмочь в рукопашке или зафехтовать насмерть, невероятно тупит, позволяя ему постоянно уходить. Этот простой мужик, крутизна которого почти никак не обоснована, практически даже победит – и победил бы, не вспомни сценарист вовремя, кто тут у нас главгерой.
Да, мне могут сказать – что вот в “Загнанном” Кристофер Ламберт тоже был “простой мужик”. Согласен, его герой там слишком быстро освоил бой на мечах, но там и главгад был уставший и серьёзно раненый после тяжёлого боя с самураем, и мотивация была лучше, и режиссёр правильно расставил акценты в поединке. А тут – ну кинь ты ему в сраку сюрикен да сверни шею, чё ты с ним возишься? Нет, слабое это кино. Только для одноразового просмотра в ностальгических целях любителям втыкания сюрикенов в глаз.
Ярость чести (реж. Гордон Хесслер, 1986 год)
Широ Танака – обладающий способностями ниндзюцу агент по борьбе с наркотой, вместе с напарниками пресекает очередную сделку в самом начале. Бандиты наносят ответный удар и убивают напарника. Герой кладя жетон на стол, сам прилетает в Южную Америку с целью засечь врага и расправиться с ним. Ему на помощь приходит другой напарник, но в итоге Широ приходится действовать в одиночку.
Этот фильм уже намного лучше двух предыдущих вместе взятых и смотреть его можно спокойно. Здесь градус жестокости немного пониже, чем в “Мести”, но компенсируется это разнообразием противников: тут и братья-ниндзя, и бандиты, и даже местные племена аборигенов, но больше всех порадовали ниндзя-коммандос. В конце будет несколько битв с достаточно живучим и жестоким главгадом. Оружие ниндзя использоваться будет, сюрикены летят и даже взрываются, стелс и костюмы ниндзя (правда, Косуги будет без маски) на месте.
Однако, несмотря на это, фильм всё равно вторичен и лучшим работам Косуги уступает. Главгад хорош, но кроме живучести и умения владеть оружием у него ничего и нет, да и герой несколько раз жестоко тупит (главный косяк – зачем он взял с собой невесту? Зачем?!!), уровень кровавости ниже, уровень заштампованности (именно это является причиной, по которой не выдерживает проверку временем большинство боевиков) намного выше – героя магически обходят пули, враги промахиваются в упор и так далее, тогда как большинство действия в той же “Мести” был стелс, что уменьшило “заштамповку”.
Тем не менее, как боевичок, фильм приятный, не провисающий, неплохо до сих пор и порекомендовать его я могу спокойно.
Чёрный орёл (реж. Эрик Карсон, 1988 год)
Известное, но непопулярное кино, и это несмотря на то, что Косуги здесь противостоит сам Жан-Клод Ван Дамм, более того, на тот момент молодой, полный сил и набравшийся популярности. На постерах и в трейлерах к фильму Ваню часто выводят главным героем и центральным персонажем, но это не так, Сё здесь главный, а герой Ван-Дамма, который здесь опять играет русского злодея, даже не главгад (хотя финальный поединок между героями будет). Я решил снова дать незашедшему когда-то фильму ещё один шанс, но он снова мне не зашёл и вот почему:
1) Он скучен – действия здесь не так много.
2) Косуги не ниндзя, а без этих фирменных фишек он не более чем азиат-рукопашник (пусть и хороший), коих тогда было много и конкуренция была очень большая. Образ его героя откровенно простоват, чтобы противостоять Ван Дамму. Это и послужило причиной негатива к фильму, фанаты последнего говорят и сейчас, что “крутой Ваня проигрывает какому-то левому азиату”, даже порой не смотрев фильмы с Косуги или вообще не зная о них.
3) Ван Дамм хорош, безусловно и ногами машет, и на шпагат садится да и вообще выглядит в кадре красиво, но увы, он тут не главный, а значит, ему придётся огребать.
4) Между героями будет несколько драк, но этим дракам вечно чего-то будет не хватать. Мне кажется, не хватило режиссуры – сними это какой-нибудь Айзек Флорентайн или хотя бы Сэм Ферстенберг, было бы в разы лучше. Да, Эрик Карссон потом частично для меня реабилитируется в “Городе Ангелов” (где тоже состоится недопоединок молодого Оливье Грюнера с молодым Марком Дакаскосом, но всё же фильм хороший), но здесь он не дожал – таких звёзд надо использовать в полную силу. Сам финальный поединок более-менее смотрибелен, но в конце происходит крик “Андрееей!”, Андрей как лох обернётся и пропустит ключевой удар и позже будет слит.
Нет, слабое кино. Я бы его рекомендовать не стал, даже в убогом (да-да, это неудачный фильм, вы просто давно его не смотрели) “Не отступать и не сдаваться” Ван Дамм, также игравший русского, выглядит намного круче и вытаскивает вместе с Куртом МакКини весь этот плохой клон “Карате-Кида”.
Сёгун Маэда (реж. Гордон Хесслер, 1991 год)
Феодальная Япония. Лорд Токугава (легендарный Тосиро Мифуне) пытается объединить Японию из разрозненных княжеств, но несмотря на силу и смелость своих воинов, враг опережает в гонке вооружений, получив огнестрельное оружие. С огромным трудом его лучший воин Маэда (Сё Косуги) с помощью удачных погодных условий одолевает вооружённого врага, но Токугава понимает – враг очень силён и на одних удачах и храбрости не вывезти. Он посылает своего сына Ёримуне (Кейн Косуги) и Маэду, чтобы тот выкупил у Испании это оружие, но враги не дремлют…
Жанр средневековых приключений в те года был популярен во всех странах, хотя и уступал дорогу рукопашным боевикам. Все мы смотрели “Гардемаринов”, боевики про плащи и шпагу с Жаном Марэ и Жаном-Полем Бельмондо, а также экранизации “Мушкетёров” Дюма, и этот фильм – дань уважения тому жанру, который уже стагнировал. Но более всего этот фильм – дань уважения ныне подзабытому сериалу “Сёгун”, который я рекомендую к просмотру каждому, дабы понять историю и обычаи Средневековой Японии – там Мифуне снова играет Токугаву (да, в “Сёгуне” он величается Торонага, но исторический персонаж один и тот же, если я ошибся, пусть меня поправят), снова присутствует Джон Рис-Дэвис, да и всем остальным похож; здесь есть даже Кристофер Ли в роли испанского короля. “Сёгун Маэда” не сплоховал – хорошее, качественное приключенческое кино про самурая, до последнего, в любой ситуации не сдающегося, умеющего включать голову и разбираться в раскладах и научившего этому молодого принца, который к концу фильма из заносчивого мажора станет находчивым воином, пару раз спасшим учителя. Очень хорошо соблюдена эпоха, красочные костюмы и декорации меня порадовали.
Увы, без минусов не обошлось. Главный – это экшн: несмотря на наличие семейства Косуги, опытных в японских боевых искусствах, поединки здесь смонтированы и сняты хуже, чем в других самурайских, да и вообще фехтовальных фильмах (достаточно посмотреть того же “Капитана Фракасса” с Маре, чтобы понять это). Тем не менее, здесь это компенсировано разнообразием: поединки на мечах, ножах, врукопашную с самураями как в массовом бою, так и в ближнем, и не только с самураями, но и с испанцами, пиратами, арабами и даже монахами, а в конце Маэда сразится 1 на 1 с рыцарем в очень тяжёлом и долгом поединке с классным и кровавым финишером.
Это добротное кино, я ставлю ему твёрдую четвёрку, за рыцаря в конце и в целом позитивный финал пририсовывая к оценке плюс.
Ниндзя-убийца (реж. Джеймс МакТиг, 2009 год)
Эпоха рукопашных боевиков, когда их штамповали пачками, в целом позади; пусть рукопашный боевик существует и даже потихоньку развивается, теперь это, увы, нишевое кино, наряду с артхаусом и чернухой. Поэтому, чтобы выстрелить в этом жанре так, чтобы запомнили, у режиссёров есть два пути: первый – сделать по старой школе (повторить лучшее из старого, чуть причесав под современность или не делая этого), второй – прыгнуть выше головы, насытить спецэффектами и графикой и применять нововведения пачками.
“Ниндзя-убийца” – пример второго. Но так ли этот фильм крут, как про него говорят? Может быть, он перехвален? С одной стороны – делали тогда еще братья Вачовски (“эта ж матрицо!”), да и уже пожилой Сё Косуги заявлен здесь и даже дерётся! А с другой – почти провал в прокате и низкие оценки критиков, множество отрицательных отзывов на киносайтах. Попробую разобраться, начав с сюжета.
Он делится на две линииL первая – сотрудники секретной службы типа Интерпола расследуют убийства, связанные с ниндзя и вторая – противостояние беглого ниндзя Райзо с собственным кланом. Эти две линии пересекаются, так как два агента службы начинают преследоваться ниндзя, от которых нет спасения, и на помощь им неожиданно приходит Райзо. Честно скажу, вклинивание в сюжет про древние японские кланы, обучение их и их разборки всяких там левых типов типа полицейских, выставление их на первый план и растягивание их сюжета в ущерб остальному меня насторожило сразу – такое уже было, почти 1 в 1 в фильме “Стрит Файтер – Легенда о Чун-Ли”, фильме крайне плохом, и было одним из главных факторов того, почему тот фильм был парашей. Так поначалу и здесь – агенты Мика и Маслоу (в исполнении поразительно похожего на нашего каскадёра Сергея Морина, я даже проверил, не он ли это часом?), смотрелись абсолютно не в тему, особенно после начальной бодрой экшн-сцены. Само их расследование выглядит глуповато – им сверху запрещается преследовать клан, “ибо верха замешаны, а все кто знал – тех убили”, и до самого конца фильма кажется, что агенты нужны ровно для двух вещей: чтобы Райзо было кого спасать, и чтобы показать несколько разборок “ниндзя против спецназа”, но к моему удивлению, сюжет сумел к концу, хоть и с дикими огрехами, привести эти линии к общему знаменателю. Какие огрехи? Вот:
1) Если ниндзя такие крутые, почему бы им не стращать террором и убийствами президентов и королей весь мир?
2) Если ниндзя такие крутые, почему они к концу начали выгребать от трясущейся от страха Мики и НЕДОУЧЕННОГО Райзо (вспомним, с каким трудом он осилил качка в сортире и огрёб от соклановцев сразу после этого)
3) Если ниндзя такие крутые, чего ж они в конце просрали спецуре? Ну да, скажут некоторые, они же были врасплох застигнуты и в чистом бою, а не в темноте, слились бы? И это странно с учётом того, что оные имели способность заращивать на себе раны, стрейфить со сверхзвуковой скоростью и хорошо владеть оружием. Точняк, за них же был Райзо!
4) Где качался Райзо, чтоб стать таким крутым к началу событий фильма? Дыра.
5) Почему не показали причину, по которой ниндзя не добили Райзо после его падения с крыши?
Две последние дыры можно было закрыть парой строк в сценарии. Ну и, как я и боялся, – агентам, достаточно унылым как персонажам было уделено слишком много времени.
Ну хорошо, некоторые минусы выше могут быть списаны на “это же боевик, жанровое допущение, всё такое, сюжет нужен, но не важен”. Разберём экшн-составляющую. Начало фильма, как я уже сказал, очень бодрое и классное – ярко, красочно и максимально жестоко (и это именно та жестокость в боевике, по которой олдовый зритель сильно соскучился) ниндзя расправляется с бандитами в баре; создатели вдохновлялись игрой God of War, так как предпочтительное оружие во всём фильме – длинная цепь с косой.
В дальнейшем становится хуже:
1) В ряде драк замечены просёры со светом, нужно смотреть в отличном качестве, чтобы разобраться, кто кого ударил как на квартире у Мики, так и в первом столкновении ниндзя со спецназом
2) Обилие мельтешни и слишком быстрого ускорения камеры и движений в драках. С этим в дальнейшем начинается перебор, который выравнивается только в самом конце.
3) В бою ниндзя, до этого вроде как крутые и непобедимые, начинают глупо сливаться от пары главных героев. Здесь начинает работать штамп “Закон сохранения Ниндзюцу” – когда ниндзя в толпе против одного – они лохи, когда ниндзя один – он крутой, то есть ниндзюцу как бы разделяется в силе между участниками одной команды.
Однако в самом конце, последует очень крутая разборка с двумя финальными боями. Старина Сё Косуги в бою выглядит неплохо (если это не дублёры, конечно), выдаёт неплохой перфоманс, хотя сама драка немного глуповатая: то Райзо выгребает, то вдруг вспоминает комбинации клавиш для исполнения супер-атак. Как у Вачовски и Мактига полагается, – в экшене обильно используются спецэффекты. Выглядит это очень круто, ярко и красочно, глаза не режет и экшену помогает, претензии могут быть разве что к рисовке крови, но для меня тут это было несущественно; особенно круто выглядит использование той самой цепи, ради этих моментов и стоит смотреть фильм.
А что насчёт самих ниндзя: были это очередные статисты в чёрном или же ниндзя-тематика здесь хороша? В целом – получилось и неплохо, но огрехов, опять же, вагон и прагматичному зрителю будет смотреть тяжело. Снова по пунктам:
1) Обучение выглядело дебильноватым – показали кнут, но не пряник. Тренировки чрезмерно суровы и смертельны, в реальной жизни, да ещё и с учётом неприменения медицины (Райзо так с ранами и уходит лежать и страдать от температуры, пока его не спасает подруга), полное отсутствие обучения командной работы и фокусам, нет конкретики по магии; ученики не дружны между собой. Неудивительно, что ученики попытались сбежать, возненавидев учителя.
2) Фокусы будут, но очень мало в ущерб дракам и аляповато выглядящей магии в виде заращивания ран и сверхскоростных стрейфов.
3) Костюмы и оружие ниндзя – на высоте, используются мечи, сюрикены и так далее.
Колорит базы Ниндзя так же соблюдён, ступени Силы в виде жестов пальцев – тоже, но всё же, в этом отношении фильм уступает “Загнанному” и “Мести ниндзя”, а также другим эпикам по причине упора сюжета на агентов.
Что сказать в итоге? Фильм всё-таки хорош, я поставлю ему 4 с минусом из пяти за хороший, кровавый экшн с грамотно вплетёнными спецэффектами, отрубленными бошками и другими частями тела, за Косуги, тряхнувшего стариной, за Рейна, сыгравшего главгероя, за “стенка на стенку” в конце, за всеубивающую цепь и за саундтрек; однако вышеописанные минусы не делают фильм пригодным для скорого повторного просмотра, как это у меня было с “Местью ниндзя”, “Манускриптом ниндзя” и “Ниндзя” со Скоттом Эдкинсом.