Обзор фильма «Искусство самообороны» (The Art of Self-Defense, 2018) от Uran
Сколько их, таких фильмов, про то, как лох, выгребающий от всех и вся, круто меняет свою жизнь, прикоснувшись к тематике боевухи, как в виде какого-то известного стиля, так и попадания в хардовую ситуацию – есть хорошие фильмы, а есть не очень, каждый определяет такое для себя сам. Популярность направлению дал в своё время “Парень-каратист” с Ральфом Маччио и Пэтом Морита. Первый фильм как по мне был ничего так, но в нём задались неадекватные штампы про избиение в мясо на глазах у всех в коридорах школы, отсутствие полиции, дзен-сенсей, альфач-злодей, пропагандирующий абсолютную беспощадность по отношению к врагу, ребята которого вроде как круты, но почему-то в итоге выгребают на турнире один за одним от испуганного главгероя с лицом конченного лоха (тм), но даже это не самое главное, главное, ребята, это идиотские тренировки в виде “подмети пол и выучишь карате” и хреноватое знание матчасти в целом. Все эти тупые штампы раз за разом повторялись в клонах, и чем дальше, тем хуже, вплоть до убивания зрителей себя фейспалмом. Недавно тему возродили в виде сериала с постаревшими карате-кидовцами. Сериал хвалят, но я его смотреть не буду, ограничился кратким пересказом и не удивился, что штампы на месте, просто со временем изменились под аудиторию – всё те же высосанные из пальца конфликты, шумные разборки в мясо вроде в адекватных школах, и конечно же Ральф Маччио пару раз на стоп-кадрах то самое выражение лица продемонстрирует, просрав в драке позабытому сопернику; плюс, в угоду современной тенденции игропрестольства, в конце каждого сезона “наши” проигрывают, а если и нет, то злодей по-бетменски отпускается восвояси, дабы вернуться и отомстить. А полиция появляется только тогда, когда уже всё.
Позже стало популярным другое направление – герой уже не мальчик, а взрослый лох; у него кризис среднего возраста, жена трахается с альфачом и лучшим другом, на работе прессуют так, что у нас бы уже давно по ТК засудили, но тут он попадает в экшн-водоворот и каким-то образом превращается в крутого убийцу – и конечно же переплавляется в альфача. Такое направление мне нравится гораздо побольше, ибо оно, хоть и зачастую супергеройское, чуть поближе к жизни по итогу к фильму. Данное кино, про которое хочу поговорить, является скорее этим вариантом, а точнее – деконструкцией оного. Говоря проще, это суровый стёб над жанром о карате-лохах в целом, но стёб не прямолинейный.
По сюжету, главный герой Кейси как раз такой вот лох – ему далеко за 30, у него кризис, на работе прямо как в песнях первого альбома рэп-группы “Птицу ЕМЪ”: коллеги считают за дурака, шеф за лоха, постоянно закадрово дразня его унизительными приглашениями к себе домой показать дурачка семье и похвастаться своей нииб**а успешностью (у нас вроде такое не водится, у американцев, слышал, такое есть), живёт с собачкой, да боится темноты, истязая себя экзистенциальными мыслями. И вот однажды его избивают и грабят какие-то бандиты и Кейси, сначала подумав о стволе (по сцене в магазе оружия вы поймёте, насколько легко у них приобрести пистолет), передумывает и как бы случайно попадает в карате-додзё слегка прибабахнутого, но сурового и мужикастого сенсея. Кейси воодушевляется им, и начинает тренироваться. Вот только в поведении мастера кроются странности, некоторые ученики куда-то пропадают, а потом и вовсе начинается треш. Дальше рассказывать смысла не вижу, лучше посмотрите, кино хорошее, хоть и скатывающееся в сюрреализм с щепоткой артхауса, однако в конце выравнивается в отличную, правильную на мой взгляд концовку.
Если смотреть всё ещё не тянет, читаем дальше. Почему фильм смотреть стоит, и какие у него проблемы? Как всегда, разберу по порядку.
- В первую очередь фильм стебёт “Бойцовский клуб” и в особенности его фанатов, но не ту часть, которая состоит из артхаусников и СПГСников, а ту, которая в нулевые состояла из гопоты, быдла и “правильного смысла”, думающую что фильм “про драчки” (да, такие были и было их много). Хорошо показано, кого тренер вокруг себя собрал, типажи налицо – тут и приставала-лох, эдакий псевдодруг, нарушающий правила и ждущий, что его поощрят (поощрят, ага, на всю жизнь хватит); тут и добродушный негр, пришедший, очевидно, из других видов единоборств, с глазами как у пробитого и промытого сектанта; тут и гопо-маньяк, любящий избивать людей просто так и конечно же девушка, о которой чуть позже.
- Во вторую очередь проехались по горе-мастерам и гуру, но в этот раз не по тем дебилам, которые превращают стиль в смех идиотскими тренировками в виде покраски забора, полирования машин и поднимания куртки стопиццот раз и последующего объяснения, что это всё блоки в карате – а по залам с криминальной и маскулинно-мужичной, “понятийной” точки зрения. Трени тут показаны не максимально подробно, лишь поверхностно – да, у нас тут суровое додзё, есть полудебильные правила, поклонения подохшему гуру и САКРАЛЬНОСТЬ поясов и рангов, возведённая хитрым тренером в культ (и при этом постоянно нарушаемая, что говорит о том, какие они на деле лицемеры). А дальше все махают руками, ногами, идут недели – при этом даётся понять, что персонажи чему-то да учатся, могут разбить табло другому, сломать челюсть – вот только при внимательном просмотре становится понятно, что работает это искуйство против слабых и беззащитных, а тренер даже не озаботился научить главного героя хотя бы правильно падать – это я понял по сцене, где он ударил главгероя и тот упал на голову после многодневных трень. Только учить бить, отринуть слабость (поверьте мне, ненависть к слабости – бич ОЧЕНЬ многих тренеров, даже официальных, а про местечковых даже ноль разговоров), давить на мужичность и давить глупо – например, тренер наехал на “женственность имени Кейси”. Ну навскидку – имя героя Скотта Эдкинса в “Ниндзя” – Кейси, Стивен Сигал в “В осаде” – Кейси; лучший друг черепашек-ниндзя, крутой хоккеист – опять Кейси.
- Актёры играют на отлично, веришь всем, особенно хорошо получился сам Мастер, Алессандро Нивола прекрасно сыграл типичного “мужика из мужиков” со сволочным характером и нездоровым прагматизмом. Джесси Айзенберг? Типаж у него, конечно, лоховской, но как мне кажется, благодаря ролям в блокбастерах он из него уже вырос и здесь скорее играет “по памяти”, видно, что его персонажу словно хочется провести хитроумную комбинацию в стиле Лекса Лютора. Из остальных запоминается Имоджен Путс.
- Главное в фильме, что следовало бы разобрать в деталях – это сюр происходящего. Поначалу всё понимаемо и представляемо – так-то да, герой лохопед после ситуации попадает к странному тренеру, начинаются метаморфозы, то сё, и вдруг – сюр: герой бьёт морду начальнику и оскорбляет его, глумится над коллегами, дальше больше – но это слишком… Пафосно для вроде как реалистичного фильма, у нас не комиксный “Особо опасен” (да, он по комиксам внезапно, если что), не вымученный “Карате Кид” – но как в том же каратекиде, полиции здесь практически нет, а если есть, то работает она плохо. Однако и здесь моя претензия почти сошла на нет – даже в такой полусказочной обстановке герой действует по логике и прагматике, включает голову и почти сходу, при первых признаках непоняток с первого раза всё схватывает. К тому же, дело может вполне происходить в захолустье, в спальном районе, где всё работает через задницу вне зависимости от страны проживания.
Но всё же палка перегибается и не раз. Герои неоднократно оставляют “пальцы” на разных предметах, многие люди пропадают, и неужто никто не заинтересуется? За проникновение в дом с убийством можно просто вызвать полицию… Ах да, у нас же стёб над “карате кидом”, полиция работает по волшебной палочке сценариста. Сцена с боссом на работе тоже выбивается из колеи и даже слишком, что портит логику, а если и убитый на улице мужик действительно оказался полицейским, то там бы уже весь город оцепили. Это единственное, что сильно портит картину, потому об этом стоит предупредить заранее перед просмотром фильма.
Ах да, экшен. Он тут конечно есть, но шибко мегадрак не ждите – выкрутасы в основном на Стиве Терада, играющем злобного азиата, у него короткая драка с Имоджен (дублёры суетились, скорее всего) и пара показух. Остальное – избиение кого-то кем-то, в мясо и не очень. Мясо суровое, не треш, но в побои и их сочность вполне себе веришь.
Итог? Всё по концовке просто и ясно: главное в человеке – это мозги. И если он умный, если голова хорошо варит, и если при этом у него есть простая человеческая совесть, он выйдет с достоинством из любой ситуации, даже если он лох и даже если он не особо и выучит это карате. Голова – это наше всё, и её надо беречь, что контрастно видно на фоне остальных учеников, поддавшихся влиянию Мастера и пытающихся превозмочь по его правилам. Второй посыл тоже прост и понятен – человек, больше всех орущий, что он крутой супермен, и что слабые люди лохи, что кругом много плохих людей, в конце сам окажется махровым плохишом в самых плохих смыслах этого слова и, как в фильме “Бруно”, обязательно найдётся тот, кто напомнит ему об этом и выведет его на чистую воду. И как хорошо, что такие случаи бывают, например, один такой вот “знаменитый” мастер выгреб от другого, настоящего, при встрече с ним, в пару ударов, а другой, вызвав блогера, при его виде испугался и убежал, оскорбляя за спиной учеников. А фильм хороший. Неровный, но хороший, пусть карате и драки в нём – вообще не самое главное.
ПС. Тренер очень нахваливал русских в паре сцен. Мелочь, а приятно.